В центре Кировска есть район, куда не водят туристов. Да и местные жители туда наведываются крайне редко и неохотно. Речь идет о промзоне фабрики АНОФ-1, раскинувшейся в самом живописном месте города – на побережье озера Большой Вудъявр.

В первоначальных проектах застройки здесь планировалась набережная, но практические и экономические соображения взяли верх над эстетикой, и вместо набережной возвели обогатительную фабрику, заняв ею весь берег в черте города.

Сокрушения по поводу того, что у Большого Вудъявра нет набережной, давно уже стали общим местом. Редкий турист не вздохнет с сожалением, глядя на мрачные хозяйственные постройки, растянувшиеся вдоль воды. Однако и эти унылые руины имеют некоторую историческую ценность.

Когда-то здесь кипела жизнь, по железнодорожным путям, соединяющим станцию Белый разъезд (теперь Апатиты) с кировскими рудниками, сновали пассажирские и грузовые составы. Приезжих встречал монументальный вокзал. Его огромное здание с высокими потолками, шикарными бронзовыми люстрами и паркетными полами могло бы стать украшением любого крупного города. Весь вестибюль первого этажа был выложен мрамором и уставлен гнутыми деревянными скамейками, а стену украшала многометровая репродукция картины И. К. Айвазовского «Девятый вал». На втором этаже располагалась комфортная гостиница.

Путь на вокзал из города лежал через подземный переход (местные жители называли его «кировское метро»), потом по высокому мосту с красивыми фонарями.
Роскошное убранство вокзала требовало серьезных вложений. В 1936 году управление Кировской железной дороги отпустило на его достройку дополнительно 300 тысяч рублей. Торжественное открытие вокзала состоялось в декабре 1939 года.
Вскоре после этого застрелился автор проекта, ленинградский архитектор Митурич. После окончания строительных работ он был обвинен в якобы чрезмерном использовании денег не по назначению.

В начале 90-х фабрику закрыли. Ей на смену пришли современные комбинаты, расположенные в стороне от Кировска. А остов старой АНОФ-1 с прилегающими к ней постройками остался маячить над озером памятником ушедшей эпохи. Сработанная на совесть монолитно-бетонная конструкция практически не поддается демонтажу. По крайней мере, эта задача требует больших усилий и капиталовложений, а потому решение ее отложено на неопределенный срок. Вместе с фабрикой пришло в запустение и все ее окружение. Железнодорожные пути разобрали, вокзал забросили.

Сегодня промзона АНОФ-1 являет собой комплекс полуразвалившихся построек. Созерцание царящей здесь разрухи не доставляет никакого удовольствия. Возможно, однако, что заглянуть в эти хибинские Помпеи будет интересно историкам, архитекторам и фотографам, охотящимся за необычными ракурсами.